для обучающихся 5 классов
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «Основы духовнонравственной культуры »
Программа по предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» (далее —
ОДНКНР)
для
5—6
классов
образовательных
организаций составлена в соответствии с требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
(утверждѐн
приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);
требованиями к
основного
результатам
общего
освоения
образования
программы
(личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию
универсальных учебных действий (УУД) для основного
общего образования.
В
программе
преемственность
образовательным
образования,
а
по
с
данному
курсу
Федеральным
стандартом
также
соблюдается
государственным
начального
учитываются
общего
возрастные
и
психологические особенности обучающихся на ступени
основного
общего
образования,
необходимость
формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается,
что
данная
дисциплина
носит
культурологический и воспитательный характер, что
позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное
развитие
обучающихся
в
духе
общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей
—
важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение
традиционных
российских
духовно-
нравственных ценностей как значимой части культурного
и исторического наследия народов России — один из
ключевых
национальных
приоритетов
Российской
Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и
развитию
российского
общества,
формированию
гражданской идентичности у подрастающих поколений .
Согласно
Стратегии
национальной
безопасности
Российской Федерации (утверждена указом Президента
Российской Феде- рации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт
91), к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям
свободы
относятся
человека,
жизнь,
достоинство,
патриотизм,
права
и
гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие
нравственные
созидательный
труд,
идеалы,
приоритет
крепкая
духовного
семья,
над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение,
историческая
единство
память
народов
и
преемственность
России.
Именно
поколений,
традиционные
российские духовно-нравственные ценности объединяют
Россию
как
многонациональное
и
многоконфессиональное государство, лежат в основе
представлений о гражданской идентичности как ключевом
ориентире
духовно-нравственного
развития
обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ
будущего нашей страны, который формируется с учѐтом
национальных и стратегических приоритетов российского
общества, культурно-исторических традиций всех народов
России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей
на протяжении всей еѐ истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники
получают возможность систематизировать, расширять и
углублять полученные в рамках общественно-научных
дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях
настоящем
российского
развития
родной
социума,
страны,
общества
о
прошлом
находить
в
существенные
и
истории
связи
с
традиционной духовнонравственной культурой России,
определять
школьного
свою
идентичность
коллектива,
как
члена
региональной
семьи,
общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-
нравственные ценности.
Не
менее
важно
отметить,
что
данный
курс
формируется и преподаѐтся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности
содержания
и
подхода
соответствия
требованиям
к
отбору
возрастной
информации,
педагогики
и
психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают
представление о существенных взаимосвязях между
материальной и духовной культурой, обусловленности
культурных
реалий
современного
общества
его
духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты культуры, еѐ специфические инструменты
самопрезентации,
исторические
и
современные
особенности духовно-нравственного развития народов
России.
Содержание
нравственного
курса
идеала,
направлено
на
формирование
гражданской
идентичности
личности обучающегося и воспитание патриотических
чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти.
Материал
курса
представлен
через
актуализацию
макроуровня (Россия в целом как многонациональное,
поликонфессиональное государство, с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и
культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины,
семьи и семейных традиций, этнической и религиозной
истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность) .
Принцип
означает
культурологичности
важность
в
преподавании
культурологического,
а
не
конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической,
религиозной
ангажированности
в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип
научности
подходов
и
содержания
в
преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения
основных научных подходов к рассмотрению культуры и
усвоению
научной
культурообразующих
познавательного
терминологии
элементов
интереса
к
для
и
понимания
формирования
этнокультурным
и
религиозным феноменам .
Принцип соответствия требованиям возрастной
педагогики
и
содержания
психологии
курса
включает
согласно
отбор
тем
приоритетным
и
зонам
ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным
способностям
и
социальным
обучающихся,
содержанию
потребностям
гуманитарных
общественно-научных учебных предметов.
и
Принцип формирования гражданского самосознания и
общероссийской
гражданской
идентичности
обучающихся в процессе изучения курса предметной
области
ОДНКНР
включает
осознание
важности
наднационального и надконфессионального гражданского
единства
народов
России
как
основополагающего
элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине .
Данный принцип должен быть реализован через поиск
объединяющих
черт
в
духовно-нравственной
жизни
народов России, их культуре, религии и историческом
развитии .
Место курса «Основы духвно -нравственной культуры
народов России» в учебном плане
В
соответствии
образовательным
с
Федеральным
стандартом
государственным
основного
общего
образования
предметная
область
«Основы
духовно-
нравственной
культуры
народов
России»
является
обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса
«Основы
духовно-нравственной
культуры
народов
России» в 5—6 классах.
В
целях
изучение
реализации
курса
на
настоящей
уровне
программы
основного
на
общего
образования отводится 34 часа на каждый учебный год,
не менее 1 учебного часа в неделю.
Содержание учебного курса «Основы духовно- нравственной
культуры народов России»
5
класс (34 ч)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема
1.
Зачем
изучать
курс
«Основы
духовно-
нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства.
Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые
модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали
и нравственности. Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной
культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия
—
Многонациональный
многонациональная
народ
Российской
страна.
Федерации.
Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его
история? Язык как инструмент культуры. Важность
коммуникации между людьми. Языки народов мира,
их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык
возможностей. Русский
язык
— основа
российской
культуры. Как складывался русский язык: вклад народов
России
в
его
развитие.
Русский
язык
как
культурообразующий проект и язык межнационального
общения. Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даѐт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры
в жизни общества. Многообразие культур и его причины.
Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища,
транспорт,
техника.
культурой
и
Связь
между
материальной
духов-но-нравственными
ценностями
общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная
духовность.
Мораль,
культура.
Искусство,
нравственность,
наука,
ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
6
класс (34 ч)
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь
между миром материальной культуры и социальной
структурой общества. Расстояние и образ жизни людей.
Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы
культурного взаимодействия в обществе с многообразием
культур.
Сохранение
и
поддержка
принципов
толерантности и уважения ко всем культурам народов
России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее
хозяйство
и
его
типы.
Хозяйственная
деятельность народов России в разные исторические
периоды.
Многообразие
культурных
укладов
как
результат исторического раз- вития народов России.
Тема
4.
Прогресс:
Производительность
технический
труда.
и
социальный.
Разделение
труда.
Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и
его механизация. Что такое технологии и как они влияют
на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление
образования.
об
основных
этапах
в
истории
Ценность
знания.
Социальная
обусловленность
различных видов образования. Важность образования для
современного
мира.
Образование
как
трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции
народов России. Права и свободы человека и гражданина,
обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России
сегодня.
Государствообразующие
и
традиционные
религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема
8.
Современный
мир:
самое
важное
(практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание
самых важных черт современного общества с точки
зрения материальной и духовной культуры народов
России.
Тематический блок 2.
«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах
народов России. Право и равенство в правах. Свобода
как ценность. Долг как еѐ ограничение. Общество как
регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре
народов
России,
единство
человеческих
качеств.
Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное
измерение
человека.
Детство,
взросление, зрелость,
пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость
развития
во
взаимодействии
с
другими
людьми.
Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия
как
источник
гуманистического
мышления.
человека
в
традиционных
нравственности
Нравственный
религиях.
и
идеал
Современное
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и
человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как
самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте
духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории
духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной
жизни.
Что
значит
быть
нравственным.
Почему
нравственность важна?
Тема
14
.
Самопознание
(практическое
занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как
устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3.
«Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая
стоимость.
Безделье,
лень,
тунеядство.
Трудолюбие,
подвиг труда, ответственность. Общественная оценка
труда.
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование.
Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие,
взаимопомощь.
Тема
17.
Люди
в
обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство.
Коллектив.
Личные
границы
Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Тема
18
.
Проблемы
современного
общества
отражение его духовно-нравственного самосознания.
как
Бедность.
Инвалидность.
Сиротство.
Отражение
Асоциальная
этих
явлений
в
семья.
культуре
общества
Тема
Духовно-нравственные
19.
ориентиры
социальных отношений.
Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительность. Волонтѐрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика
духовно- нравственной культуры народов России.
Гуманизм.
Философия
Истоки
гуманизма.
гуманистического
Проявления
мышления.
гуманизма
в
историко-культурном наследии народов России.
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для
сохранения духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач,
полицейский,
социальный
нравственные качества,
учитель, пожарный,
работник.
Духовно-
необходимые представителям
этих профессий.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории.
Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи,
учѐные, педагоги. Важность меценатства для духовнонравственного развития личности самого мецената и
общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учѐные России. Наука как
источник социального и духовного прогресса общества.
Учѐные России. Почему важно помнить историю
науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность
морали и нравственности в науке, в деятельности
учѐных.
Тема
24.
Моя
профессия
(практическое
занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество.
Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает
человека
гражданином.
Нравственные
качества
гражданина.
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм.
Толерантность.
Уважение
к
другим
народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг
гражданина перед обществом. Военные подвиги . Честь .
Доблесть .
Тема 28 . Государств. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная
сторона права и государства. Что такое закон. Что такое
Родина? Что такое государство? Необходимость быть
гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое
занятие). Какими качествами должен обладать человек
как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое
занятие). Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое
занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и
нравственность как важнейшие качества человека.
Тема 32. Человек и культура (проект). Итоговый
проект: «Что значит быть человеком?».
Планируемые результаты освоения учебного
курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» на уровне основного общего
образования.
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют
собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых
результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы .
Личностные результаты освоения курса достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают
осознание
готовность
российской
гражданской
обучающихся
к
идентичности;
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное): сформированность российской гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа
России
через
представления
об
исторической
роли
культур народов России, традиционных религий, духовнонравственных
ценностей
в
становлении
российской
государственности.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через
2.
знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и
человечества
нравственных
и
знание
и
основных
духовных
норм
идеалов,
морали,
хранимых
в
культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении,
расточительном
сформированность
понимания
потребительстве;
и
принятия
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей многонационального российского общества с
помощью
воспитания
развитию,
способности
нравственному
к
духовному
самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным
чувствам,
взглядам
людей
или
их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного
отношения
к
учению,
готовности
и
способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию через развитие
способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
уважительного
отношения
воспитание
к
веротерпимости,
религиозным
взглядам людей или их отсутствию.
чувствам,
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах
и
сообществах,
сформированность
включая
нравственной
взрослые
рефлексии
и
и
социальные
компетентности
сообщества;
в
решении
моральных проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные
обучающимися
результаты
межпредметных
освоения
понятий
курса
включают
(используются
в
освоение
нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной
и
социальной
практике;
готовность
к
самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества
с
педагогом
и
сверстниками,
к
участию
в
построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учѐтом назначения информации и еѐ
аудитории.
1.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
устанавливать
причинно-следственные
критерии
связи,
для
классификации,
строить
логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и
делать выводы (логические УУД);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические /
моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой
активного использования словарей и других поисковых систем
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные
универсальные
учебные
действия
включают:
умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать
своѐ
мне-
ние
(учебное
сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью (коммуникация); формирование и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
включают:
умение
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы
своей
познавательной
деятельности
(целеполагание);
умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование); умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных
условий
и
требований,
корректировать
свои
действия
в
соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ
решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной
области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
5 класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры
народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих
религий для формирования личности гражданина России;
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах
духовно-нравственному единству страны;
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным
развитием личности и социальным поведением.
Тема 2 . Наш дом — Россия
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального
состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его
формирования;
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость.
Тема 3 . Язык и история
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать своѐ понимание необходимости нравственной чистоты языка,
важности лингвистической гигиены, речевого этикета .
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка,
его взаимосвязи с языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего
языка народов России, важность его для существования государства и общества;
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной
культуры,
но
и
историко-культурное
наследие,
достояние
российского
государства, уметь приводить примеры;
иметь
представление
о
нравственных
категориях
русского
языка
и
их
происхождении.
Тема 5 . Истоки родной культуры
Иметь сформированное представление о понятие «культура»; осознавать и уметь
доказывать взаимосвязь культуры и при- роды; знать основные формы
репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными
проявлениями культурного
многообразия;
уметь выделять общие черты в культуре различныхнародов, обосновывать их
значение и причины.
Тема 6 . Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России
от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с
другими этносами.
Тема 7 . Духовная культура
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности»,
«духовность»
на
доступном
для
обучающихся
уровне
осмысления;
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в
культуре;
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл
культурных артефактов;
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными
явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8 . Культура и религия
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить еѐ роль в жизни
общества и основные социально-культурные функции;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины
мира .
Тема 9 . Культура и образование
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для
личности и общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; приводить примеры
взаимосвязи
между
знанием,
образованием
и
личностным
и
профессиональным ростом человека; понимать взаимосвязь между знанием и
духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины,
востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и
истории народов, их культурных особенностях;
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре
своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными
ценностями
на
основе
местной
культурно-исторической
специфики;
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного
общества
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей
6 Знать и понимать смысл термина «семья»;
6 иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими
условиями еѐ существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное
счастье»;
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и еѐ
воспитательную роль;
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со
стороны государства .
Тема 12 . Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы еѐ выражения и
сохранения;
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества.
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как
ключевых элементах семейных отношений;
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного
этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;
осознавать
роль
семейных
традиций
в
культуре
ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России
общества,
трансляции
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье,
семейных обязанностях;
уметь обосновывать своѐ понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием
различного иллюстративного материала.
Тема 15 . Труд в истории семьи
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций
в семье;
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема
16.
Семья
в
современном
мире
(практическое
занятие)
Иметь
сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре
и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на
региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
тематический блок 3.
«духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура
Знать
и
понимать
значение
термина
«человек»
в
контексте
духовно-
нравственной культуры;
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества,
человека и культуры;
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту,
в контексте культуры и творчества;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и
понимать
границы их применимости;
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в
творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных
ценностей человека;
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нрав- ственности в жизни
человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и
зла;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь»,
«сострадание»,
«милосердие»,
«любовь»,
«дружба»,
«коллективизм», «патриотизм»,
«любовь к близким».
тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
Понимать
и
уметь
объяснять
суть
термина
«история»,
знать
основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического
процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и
культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного
долга гражданина и патриота.
Тема 21 . Литература как язык культуры
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества;
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
6 находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
в литературных произведениях.
Тема 22 . Взаимовлияние культур
Иметь
представление
о
значении
терминов
«взаимодействие
культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества понимать и обосновывать важность сохранения
культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Знать и уметь
объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь,
достоинство,
права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы,
крепкая
материальным,
семья,
созидательный
гуманизм,
милосердие,
труд,
приоритет
духовного
справедливость,
над
коллективизм,
взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство
народов
России
с
опорой
на
культурные
и
исторические
особенности
российского народа;
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие
6
Понимать
принципы
федеративного
устройства
России
и
концепт
«полиэтничность»;
называть
основные
этносы
Российской
Федерации
и
регионы,
где
они
традиционно проживают;
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их
значение и причины
Тема 25 . Праздники в культуре народов России
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как
элементов культуры;
устанавливать
взаимосвязь праздников и культурного уклада;
различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной
семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
понимать основной смысл семейных праздников:
определять
нравственный
смысл праздников народов России;
осознавать
значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры народов России
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры
и этапами исторического развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического
развития и типами жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными ценностями народов России;
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27 . Музыкальная культура народов России
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые
выразительные средства музыкального языка;
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных
средствах изобразительного искусства;
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты;
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и
нужность этих языковых выразительных средств;
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как
отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы еѐ вы- разительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных,
духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия
культур;
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между
людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на
доступном
для
особенностей);
шестиклассников
уровне
(с
учѐтом
их
возрастных
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие)
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;
понимать, что такое культурная карта народов России;
описывать
отдельные
области
культурной
карты
в
соответствии
с
их
особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов
России для обоснования еѐ территориального, политического и экономического
единства;
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
6 класс
тематический блок 1. «культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных
явлений;
уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным
состоянием общества;
понимать зависимость социальных процессов от культурно - исторических
процессов;
уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами
развития социума .
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
Характеризовать административно-территориальное деление России;
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь
показать их на административной карте России;
понимать и уметь объяснить
необходимость
федеративного
устройства
в
полиэтничном
государстве,
важность
сохранения
исторической
памяти
отдельных этносов;
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному народу;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и
богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и
особенностями исторического периода;
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от
их локализации в конкретных климатических, географических и культурноисторических условиях.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
Знать,
что
такое
труд,
производительность
труда
и
разделение
труда,
характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль
созидательного
и
добросовестного
труда
для
создания
социально
и
экономически благоприятной среды;
демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и
духовно-нравственной важности;
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями
социальных взаимосвязей в обществе;
осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности
общества.
Тема 5 . Образование в культуре народов России
Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на
различных этапах его развития;
понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от
процесса познания;
понимать специфику каждой ступени образования, еѐ роль в современных
общественных процессах;
обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека .
Тема 6 . Права и обязанности человека
Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая
культура»:
характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
понимать необходимость соблюдения прав человека;
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между
правами и обязанностями человека в обществе;
приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов
России.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимо- действие
Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм»,
«свободомыслие»;
характеризовать основные культурообразующие конфессии;
знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе
общественного развития;
понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития
общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)
Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его
духовно-нравственные ориентиры;
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и
общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать
теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и
культуры России.
тематический блок 2. «человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных
качеств человека;
осознавать,
какие
личностные
качества
соотносятся
с
теми или
иными
моральными и нравственными ценностями;
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества,
уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность»,
«право» и «долг»;
понимать важность коллективизма как ценности современной России
и его
приоритет перед идеологией индивидуализма;
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве
современной России.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также
потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом
из этапов;
обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать
негативные эффекты социальной изоляции;
знать и уметь демонстрировать своѐ понимание самостоятельности, еѐ роли в
развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 11 . Религия как источник нравственности
Характеризовать нравственный потенциал религии;
знать
и
уметь
излагать
нравственные
принципы
государствообразующих
конфессий России;
знать
основные
требования
к
нравственному
идеалу
человека
в
государствообразующих религиях современной России;
уметь
обосновывать
важность
религиозных
моральных
и нравственных
ценностей для современного общества.
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую
роль в современной культуре;
характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как
его внутреннюю самоактуализацию;
осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
понимать особенности этики как науки;
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре
народов России и соотносить их с личным опытом;
обосновывать
важность
и необходимость
нравственности
для социального
благополучия общества и личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет»,
«рефлексия»;
уметь
соотносить
понятия
«мораль»,
«нравственность»,
«ценности»
с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
тематический блок 3. «человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь
обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых
подвигов,
социальной ответственности за свой труд;
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и
«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также
«общественная оценка труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через
значимость для общества и понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в
приложении к его нравственному и духовному развитию;
осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии
личности;
обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм»
и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
обосновывать
важность
и
находить
нравственные
основания
социальной
взаимопомощи, в том числе благотворительности;
понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном
аспекте .
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания
Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как
многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовнонравственных идеалов и ценностей;
приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья»,
«сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на
доступном для понимания уровне;
обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем,
а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны
общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие»,
«волонтерство»,
«социальный
проект»,
«гражданская
и
социальная
ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
анализировать
и
выявлять
общие
черты
традиций
благотворительности,
милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных
этносов и религий;
уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтѐрских
и социальных проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России
Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных
ценностей российского народа;
находить и обосновывать проявления гуманизма в историко- культурном наследии
народов России;
знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной
личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества
Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие
профессии»;
иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных
профессий;
приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг
Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории
России;
доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом
и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в
жизни общества;
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории
и современной
России;
понимать
смысл
внеэкономической
благотворительности:
волонтѐрской
деятельности, аргументированно объяснять еѐ важность.
Тема 23 . Выдающиеся учѐные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества
Характеризовать понятие «наука»;
уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе,
прослеживать еѐ связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
называть имена выдающихся учѐных России;
обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования
научного знания;
характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества,
страны и государства;
обосновывать важность морали и нравственности в науке, еѐ роль и вклад в
доказательство этих понятий
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в
определѐнной профессии;
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать еѐ вклад в
общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в
этом виде труда.
тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского
самосознания;
понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
Характеризовать понятие «патриотизм»;
приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности
толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или д олг?
Характеризовать понятия «война» и «мир»;
доказывать важность сохранения мира и согласия;
обосновывать роль защиты Отечества, еѐ важность для гражданина;
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их
важность, приводить примеры их проявлений.
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина
Характеризовать понятие «государство»;
уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства
с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
характеризовать
понятие
«закон»
как
существенную
часть
гражданской
идентичности человека;
характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с
необходимыми нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, еѐ составляющие:
этническую, религиозную, гендерную идентичности;
обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их
источники.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного характера;
находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к
потребностям класса.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему
присущи.
Тема 32 . Человек и культура (проект)
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; уметь описать в
выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека,
создаваемый произведениями культуры;
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические
и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с
отрицательной стороны.
Тематическое планирование 5 класс
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» (10)
1.1
Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной культуры
народов России»?
1
0
0
1.2
Наш дом — Россия
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1.3
Язык и история
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1.4
Русский язык — язык общения и
язык возможностей
1
0
0
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
1.5
Истоки родной культуры
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1.6
Материальная культура
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1.7
Духовная культура
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1.8
Культура и религия
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1.9
Культура и образование
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1.10
Многообразие культур России
(практическое занятие)
1
0
1
https://resh.edu.ru/
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» (6)
2.1
Семья — хранитель духовных
ценностей
1
0
0
2.2
Родина начинается с семьи
1
0
0
2.3
Традиции семейного воспитания в
России
1
0
0
2.4
Образ семьи в культуре народов
России
1
0
0
2.5
Труд в истории семьи
1
0
0
2.6
Семья в современном мире
(практическое занятие)
1
0
1
0
0
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»( 3)
Личность — общество —
3.1
1
культура
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
3.2
Духовный мир человека. Человек —
творец культуры
1
0
0
3.3
Личность и духовно-нравственные
ценности
1
0
0
0
0
0
0
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
Тематический блок 4. «Культурное единство России» (13)
4.1
Историческая память как духовнонравственная ценность
4.2
Литература как язык культуры
4.3
Взаимовлияние культур
1
0
0
4.4
Духовно-нравственные ценности
российского народа
1
0
0
4.5
Регионы России: культурное
многообразие
1
0
0
4.6
Праздники в культуре народов
России
1
0
0
4.7
Памятники в культуре народов
России
1
0
0
4.8
Музыкальная культура народов
России
1
0
0
4.9
Изобразительное искусство народов
России
1
0
0
4.10
Фольклор и литература народов
России
1
0
0
4.11
Бытовые
традиции
народов
России: пища, одежда, дом
(практическое
1
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
1
0
1
занятие)
4.12
Культурная карта России
(практическое занятие)
2
0
2
4.13
Единство страны — залог
будущего России
1
1
0
1
5
итого
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
6 класс
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Тематический блок 1. Тематический блок 1. «Культура как социальность» (8)
https://resh.edu.ru/
1.1
Мир культуры: его структура
1
0
0
1.2
Культура России: многообразие
регионов
1
0
0
1.3
История быта как история культуры
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1.4
Прогресс: технический и социальный
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1.5
Образование в культуре народов
России
1
0
0
1.6
Права и обязанности человека
1
0
0
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
1.7
Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие
1
0
0
1.8
Современный мир: самое важное
(практическое занятие)
1
0
1
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» (6)
2.1
Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека
1
0
0
2.2
Взросление человека в культуре
народов России
1
0
0
2.3
Религия как источник нравственности
1
0
0
2.4
Наука как источник знания о человеке
и человеческом
1
0
0
2.5
Этика и нравственность как категории
духовной культуры
1
0
0
2.6
Самопознание (практическое
занятие)
1
0
1
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
Тематический блок 3. «Человек как член общества» (10)
3.1
Труд делает человека человеком
1
0
0
https://resh.edu.ru/
3.2
Подвиг: как узнать героя?
1
0
0
https://resh.edu.ru/
3.3
Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние
1
0
0
3.4
Проблемы современного общества как
отражение его духовно-нравственного
самосознания
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
1
0
0
3.5
Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений
3.6
Гуманизм как сущностная
характеристика духовно- нравственной
культуры на- родов России
3.7
Социальные профессии; их важность
для сохранения духовно-нравственного
облика общества
3.8
Выдающиеся благотворители в
истории . Благотворительность как
нравственный долг
3.9
Выдающиеся учѐные России. Наука
как источник социального и
духовного прогресса общества
1
0
0
3.10
Моя профессия (практическое
занятие)
1
0
1
1
0
0
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» (8)
4.1
Гражданин
1
0
0
https://resh.edu.ru/
4.2
Патриотизм
1
0
0
https://resh.edu.ru/
4.3
Защита Родины: подвиг или долг?
1
0
https://resh.edu.ru/
4.4
Государство.
Россия — наша родина.
1
0
0
4.5
Гражданская идентичность
(практическое занятие)
1
0
1
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
4.6
Моя школа и мой класс
(практическое занятие)
1
0
1
4.7
Человек: какой он? (практическое
занятие)
1
0
1
4.8
Человек и культура (проект)
2
1
1
1
7
итого
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Н.Ф Виноградова. В.И. Власенко. А.В. Поляков. «Основы духовно - нравственной
культуры народов России» 5 класс Вентана – Граф. http://drofa-ventana.ru/expertise/umk028
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Методические пособия и поурочные разработки.
Конституция РФ.
https://vk.com/club199541436 В помощь учителю
ООО «Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества» http://www.tradcenter.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://pdf.11klasov.net/
https://resh.edu.ru/